Когнитивный этолог Жанна Резникова по нашей просьбе перечислила восемь общих свойств людей и животных, понимание наличия которых необходимо любому мыслящему человеку, чтобы противостоять манипуляциям и другим плохим воздействиям извне. Они, как отметила Жанна Ильинична, выявлены и описаны не путем умозрительных рассуждений, а на основе экспериментов.
1. Мы рождаемся с готовой «животной» матрицей врожденных шаблонов восприятия, которая включает основные признаки опасных объектов (пауки, змеи), предпочтения визуальной упорядоченности (в частности, симметрии), врожденные правила поиска и ориентирования на местности, которые у нас сходны с многими дневными позвоночными животными.
2. Как и у других животных, у нас одни ассоциации формируются легче, чем другие. На этом, а частности, основаны биологические истоки многих фобий.
3. Как и другие животные, мы склонны к ритуализации своего поведения, многократное повторение одних и тех же действий в определенном порядке дает нам чувство безопасности. Повторяющиеся действия очень быстро «затвердевают» в ритуалы, среди которых быстро появляются «любимые» и «нелюбимые» действия. Крайнее (врожденное) выражение этой склонности у людей лежит в основе психических отклонений, таких, как аутизм, а у животных такое поведение можно считать нормальным.
4. Как и у животных, у нас любовь к лидеру и склонность к социальному конформизму перевешивает логику и лежит в основе неверных решений.
5. Непотизм (стремление к поддержке родичей), любовь к членам семьи у нас, как и у животных, «записаны в генах» и не нуждаются в поддержке. Любовь к правителю, родине, партии нуждается в постоянном подкреплении, поэтому средства пропаганды используют подмену понятий, выдавая «партийные» отношения за родственные.
Заметим сразу, что пункты 3 — 5 лежат в основе формирования религиозного сознания.
6. «Внутренняя модель сознания другого» (Theory of mind), тесно связанная с ней эмпатия, элементы самосознания, макиавеллизм (способность манипулировать сородичами как живыми орудиями), врожденное чувство справедливости, основанное на, опять-таки, врожденном эгалитаризме — все эти, казалось бы, высокие человеческие чувства, не только выявляются, но и экспериментально доказываются при исследовании животных, по крайней мере, видов с высоко организованной социальной системой и развитой когнитивной деятельностью.
7. В поведении людей, как и животных, большую роль играет невербальная коммуникация, причем средства выражения во многих случаях сходны у нас с целым рядом социальных позвоночных. Это сходство, например, ярко проявляется в выражении доминирования — соподчинения, а также при взаимодействии полов. Важные признаки, по которым в поведении людей можно отличить универсальные поведенческие модели, относящиеся к «базовым» («животным»): ранний возраст их проявления и распространенность в разных культурах.
8. Как и у животных, сложные стереотипы поведения, такие, как родительская забота, покровительство, вспышки агрессии и ее подавление, у нас нередко запускаются стимулами — триггерами, причем и сами стимулы нередко оказываются общими с другими видами.
Автор — доктор биологических наук, заведующий лабораторией поведенческой экологии сообществ Института систематики и экологии СО РАН, профессор НГУ Жанна Ильинична Резникова.
Станислав, извините, что отвечаю с такой задержкой. Вопрос поставлен уж очень некорректно. Ну, подумайте сами, что значит «у всех биологических особей»? Наверное, скажем, у крыс, шимпанзе, собак, людей, креветок проявление эмпатии будет разное, и распределение тоже? Так что какой уж там был фильм, и о чем в нем была речь, трудно сейчас сказать. Что же касается современных данных, то мне в этом плане представляется очень информативным эксперимент швейцарских психологов с детьми, о котором идет речь в моей лекции. Там как раз речь идет о процентном распределении, и данные получены достаточно строгие.Видеозапись лекции можно посмотреть в моем блоге: reznikova.net/blog/
С уважением,
Жанна Резникова.