Парадокс нынешнего времени в том, что личное и глобальное не разнесено теперь ступенями, объединяющими все большее количество людей – семья, сослуживцы, поселение, регион, страна… Персональное и мировое объединилось. Слиплось. Спеклось. Как от сварки методом взрыва, которую изобрели когда-то сибирские физики с Лаврентьевым во главе.
Изменение климата из-за выбросов и твоя погода за окном, когда надо решить, что одеть и будет ли безопасно. Конъюнктура мировых рынков и вопрос, хватит ли денег на еду и коммуналку. Интернет и видео-звонки, когда — раз — и люди с разных концов планеты в несколько секунд оказываются рядом с тобой. Один человек-маньяк, возомнивший себя объединителем земель “своих”, и вот мир уже на грани третьей мировой. И так далее…
Глобальная связанность, беспрецедентная интенсивность коммуникации и, одновременно, коррозия и потеря смысла.
А ведь он рядом. И связан с тем, что на многие километры световых лет мы во Вселенной одни на обитаемой планете. Жизнь — случайность, чудо, закономерность? Очень очень редкое явление, скажем так. На грани погрешности. Хоть Циолковский, Вернадский и Шарден считали по-другому.
Человек — продукт этой самой, непонятно откуда взявшейся, биосферы, ее эволюции и периодических катастроф. Ее бесценность. Мы все, ныне живущие на Земле биологические виды — выжившие, как не устает нам повторять любимейший Павел Михайлович Бородин. Человек в том числе. Как же обидно будет, если он же всё и похерит своими руками, так и не поняв величия момента вселенских масштабов…
Что делать? Ну про это тоже много чего уже понятно. Много сказано, много решено, много обязательств сформулировано, много докУментов подписано. Но реальные же изменения начнутся, увы, только тогда, когда простая мысль про ответственность и уникальность нашего Дома дойдет до большинства человеков.
…Такие мысли у меня сегодня, 22 апреля, в День Земли.
С праздником всех! Смотрите вверх. Дзынь.
Фото: NASA